В сердце Анд притаилась уникальная достопримечательность, имя которой неразрывно связано с древними культурами, загадками и мистикой. Это древний город инков Мачу-Пикчу, надежная цитадель, которая столетиями была затеряна в горах и тропических лесах. Более века ученые мира пытаются раскрыть тайны этого места, но кажется, что их становится все больше. Предлагаем в этом материале прикоснуться к истории и особенностям этого удивительного памятника древних цивилизаций.
Древний Мачу-Пикчу расположен в Южной Америке, на юге Перу. Эта часть страны находится в гористой местности, именуемой Сьеррой: здесь находятся Перуанские Анды. Высота над уровнем моря составляет 2 430 м, а примерные габариты территории – 530×200 м. Мачу-Пикчу расположен над Священной долиной инков, лежащей в 80 км от города Куско, и входит в состав одноименного национального парка.
Название достопримечательности в переводе с кечуа (язык южноамериканских индейцев) означает «Старая гора». Возраст древнего поселения составляет более пяти столетий. Развалины города в 1983-м были включены в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2007-м прошел всемирный онлайн-опрос, по итогам которого Мачу-Пикчу заслуженно включили в список Новых чудес света.
В мире немало мест, для которых справедливо правило: чем больше их исследуют, тем больше загадок и вопросов они ставят перед учеными. Это можно сказать и о Мачу-Пикчу. Хотя с момента его открытия минуло более ста лет, он полон непостижимых тайн.
И первая тайна – дата его основания. Ученые сходятся, что это произошло примерно в середине XV в., но точно утверждать нельзя. Основателем Мачу-Пикчу называют великого индейского вождя Пачакутека. Он был предводителем инков с 1438-го. Вероятно, Пачакутек повелел построить город для себя, в качестве роскошного поместья, в награду за успешную военную кампанию. А может, это была его летняя или зимняя резиденция.
Индейцы построили надежную и неприступную крепость, которая была запрятана высоко в гористой местности, как затерянный остров. Хозяйство организовали таким образом, что сообщение с другими частями империи инков не были необходимостью. У жителей было все, что нужно: земли, которые они возделывали, вода из горных рек, стройматериал с местной каменоломни, из которого возводили дома и святилища.
Изолированная обитель процветала около 80 лет. Но затем произошло то, что является еще одной непостижимой загадкой Мачу-Пикчу для ученых. Вопрос, куда и почему исчезли люди из этого красивого и надежно укрытого от внешних врагов поселения, остается неразрешенным.
Версий выдвигают множество. Поскольку исчезновение жителей произошло примерно в 1532-м, оно так или иначе связано с испанскими конкистадорами, пришедшими в это время на южноамериканский материк. Ученые считают, что до самого Затерянного города европейские захватчики не дошли: строения имеют следы воздействия времени, но не насильственных разрушений. Вероятно, из-за вторжения конкистадоров в другие части империи инков, жители решили перебраться в более безопасное место.
Есть и другая версия: они стали жертвой оспы, занесенной европейцами на континент. Так или иначе, заброшенный город со временем зарос джунглями и фактически скрылся из виду. Память о нем сохранилась в преданиях и мифах, а в письменных источниках он не упоминался.
Построен город инков был приблизительно в середине XV века и Хотя Мачу-Пикчу называют Потерянным городом, этот статус справедливее отдать другому поселению, которое так и не было найдено. Считается, что после безуспешного противостояния конкистадорам один из инкских вождей по имени Манко Капак II ушел выше в горы и основал город Вилькабамбу – последнее убежище инков.
В 1911-м Мачу-Пикчу, 400 лет прятавшийся в джунглях, был обнаружен американцами. Честь открытия принадлежит историку и исследователю Хайраму Бингему. Он потратил годы, чтобы найти Вилькабамбу, но судьба преподнесла ему другой, не менее роскошный подарок: Мачу-Пикчу.
Как гласит легенда, Бингем в экспедиции познакомился с несколькими индейскими семьями. Узнав, что неподалеку в джунглях есть руины древнего города, он попросил местного жителя показать это место. Так и был обнаружен легендарный город, который Бингем ошибочно принял сначала за Вилькабамбу. Где она находится на самом деле, неизвестно. Но она должна быть где-то неподалеку, также в регионе Куско.
Названия построек, которыми сегодня любуются туристы в Мачу-Пикчу, Бингем придумал сам, так как оригинальные наименования неизвестны. Более детальное изучение исторического памятника началось спустя 30 лет после открытия. Этому способствовало обнаружение исследователями еще одной удивительной достопримечательности. Это Дорога инков, или Великая тропа, один из самых известных туристических маршрутов на континенте. Протяженность тропы – 39 км, и она проходит по самым живописным местам Перу.
Когда Пачакутек останавливался здесь, в резиденции, население Мачу-Пикчу составляло примерно 750 человек. Это была не только свита, но и служители культа и временные работники. Когда правитель уезжал, численность населения падала примерно до ста человек.
Судя по останкам, народ в Мачу-Пикчу происходил из разных регионов страны. Остеологический анализ показал, что на костях есть повреждения от различных типов водных паразитов, нетипичных для Перу.
Питались жители в основном кукурузой, картофелем, злаками, бобовыми. Ученые заключили по останкам, что некоторые жители употребляли рыбу, а значит, они могли мигрировать сюда из прибрежных районов. Также на костях заметны следы артрита и переломов. Вероятно, эти останки принадлежали инкам, трудившимся на строительных работах или служивших в армии.
Во время раскопок на территории Мачу-Пикчу были найдены скелеты лам, альпак, морских свинок, а также останки шести собак. Возможно, последние умерщвлялись, чтобы сопровождать хозяев в загробной жизни.
Основным занятием местного населения было земледелие. Выращивание урожая происходило достаточно интересно: инки оборудовали террасы на склоны горы, и на всех уровнях сажали злаковые культуры. Террасы свидетельствуют о высоком инженерном искусстве и построены, чтобы обеспечить ирригацию посевов и удобрение почв. Еще одна цель – защитить склон горы от эрозии и оползней. Однако полностью предотвратить их индейцам не удалось.
Инки показали себя превосходными строителями: не зря город так хорошо сохранился до наших дней. Здания возводились из камня, который добывался здесь же в горах. Скрепляющий раствор не использовался. Покрывались дома обычно соломенными крышами.
Инки использовали особый тип кладки камней – полигональный: при нем строительные блоки имеют форму неправильных многоугольников и стыкуются произвольно. Кладка у индейцев поражает прочностью и точностью: и лезвие ножа не пройдет между каменными блоками. Другой интересный момент: постройки были тщательно защищены на случай землетрясений. Между блоками специально оставляли зазоры в нужных местах, а стены, окружавшие город, строились под небольшим углом для придания устойчивости.
В Мачу-Пикчу было четкое территориальное распределение на секторы: дворцовые и сакральные постройки, дома знати, площадь, жилища ремесленников и крестьян, сельскохозяйственные земли. В храмах совершались жертвоприношения, в основном в виде животных. Но, как и другие индейцы (майя, ацтеки), инки приносили и человеческие жертвы. А когда умирал знатный вельможа, его слуг могли убить, чтобы они сопровождали его в загробный мир.
Местность находится в зоне с субтропическим влажным климатом. Наиболее стабильная погода стоит зимой (у нас это летние месяцы): в это время достаточно сухо и комфортно для путешествий. С конца осени по начало весны идут сильные тропические ливни. Летом стоит температура около +25 °С, зимой – примерно +10 °С. Из-за высокой влажности часто наползают туманы, окутывающие окрестности. Но в ясные солнечные дни на долину и горы открываются потрясающие виды.
Животный и растительный мир региона достаточно разнообразен, причем многие уголки остаются неисследованными. Главные животные Мачу-Пикчу – это ламы: любопытные и робкие существа часто попадают в объективы туристических фотокамер. Также среди представителей фауны встречается андский медведь и бесхвостый олень. Много пернатых: насчитано около 400 орнитологических видов.
Флора тоже богата. Встречается ольха, щитовидная пальма и Писонай (коралловое дерево), множество бегоний и орхидей.
Территория условно разделена на городской и сельскохозяйственный секторы, а также верхний и нижний город. В первом расположены храмы, во втором – склады и хранилища. Всего в городе сохранилось около 200 построек.
Архитектура местности адаптирована под горный рельеф. Здания находятся на параллельных террасах. Каменные лестницы облегчают перемещение между уровнями. По-видимому, в восточной части города жили простые жители, а западная предназначалась для храмов и проведения культовых церемоний. Здесь находятся главные туристические и археологические сокровища: Храм солнца, камень Интиуатана и Храм трех окон. Они посвящены Инти, солнечному божеству инков. Вождь и знать обитали в зданиях на склоне горы. Разделяла районы обширная Священная площадь.
Полукруглое сооружение, напоминающее невысокую каменную башню без крыши, построено на скале. Бингем, исследуя Мачу-Пикчу, описал его как «королевскую усыпальницу», считая, в гроте под пещерой хранились мумифицированные останки правителей. Но главным назначением Солнечного храма было проведение ритуалов. Доподлинно неизвестно, действительно ли здесь поклонялись солнечному божеству. Но это вероятно, тем более что Бингем отметил его сходство с Храмом солнца в Куско. Комплекс прилегающих к башне строений получил название Эль-Торреон, или Бастион. В стенах прорезаны трапецевидные окна.
Этот гранитный мегалит находится на возвышении, прозванном Бингемом Священным холмом. Очертаниями он напоминает огромный кулак с пальцем, направленным в небеса. Название памятника с языка кучуа переводят как «место, привязывающее солнце». Это намекает на культовый характер. Но Интиуатана – больше, чем простой жертвенник: это еще и древняя обсерватория. Он играл роль солнечных часов, помогающих фиксировать зимнее и летнее солнцестояния, отсчитывать время суток и дату. Он же подсказывал, когда наступает лучшее время для сбора урожая.
Рядом находятся смотровые площадки, что подчеркивает астрономическое значение объекта. Возле него проводили священные ритуалы, обращались к богам, исполняли гимны.
Это еще одно важное культовое сооружение в Мачу-Пикчу. Название дано за три окна, проделанных в стене и выходящих на Священную площадь, на восток. Через них проникало восходящее солнце. Вероятно, три окна соответствовали мировоззрению индейцев, считавших, что основателей империи инков было трое.
На кладбище за городом, например, был найден похоронный камень с тремя ступенями: они символизируют небо, землю и подземное царство. На камень укладывали тела усопших, где они естественным образом мумифицировались под воздействием солнца и ветра. Местные верили, что душа человека остается в теле, пока оно не начало разлагаться. Мумификации подвергались только знатные жители: вожди, их приближенные, жрецы.
Храм луны менее популярен, но и здесь немало интересного: ниши, порталы, резные святилища с до конца неясным предназначением.
Храм кондора – один из самых оригинальных памятников в Мачу-Пикчу. Он представляет собой две скалы, стоящие под таким углом, что напоминают раскрытые крылья одного из краснокнижных обитателей Анд – кондора. Перед скалами расположен камень, напоминающий птичью голову.
Особое значение для инков имени дороги: они служили средством информационного и культурного обмена между племенами. Обычно они строились в виде ступеней: у индейцев не было колеса. В нем отсутствовала нужда: тягловых животных у них тоже не было. Даже в дождливые месяцы дороги находились в хорошем состоянии. В этой гористой местности много рек и ущелий, через них прокладывались мосты – из камня и подвесные. Индейцы почитали их как сакральные объекты, а нанесение им урона каралось смертью.
До 2012-го Мачу-Пикчу входил в число объектов, находящихся под угрозой исчезновения. Сейчас он исключен из списка. Но ввиду огромной культурной, археологической и исторической ценности, он по-прежнему тщательно оберегается ЮНЕСКО. В этой связи туристический поток ограничен. За день попасть к достопримечательности могут 2,5 тыс. посетителей. Число туристов может быть ограничено еще больше в дальнейшем. Лимитированы и восхождения на гору Уайна-Пикчу: до 400 человек в день.
Объект лежит в труднодоступной гористой местности. Добираться сюда непросто. Ввиду его большого туристического значения проложена железная дорога, соединяющая Куско и Агуас-Кальентес. От железнодорожной станции гости обычно добираются автобусом. В 2004-м один участок железнодорожного полотна был разрушен землетрясением, но позже восстановлен. Высказывалась идея строительства канатной дороги для транспортировки туристов, но ЮНЕСКО ей воспротивилось: это чревато увеличением потока гостей, а значит, риском для достопримечательности.
Место давно стало направлением и для исследовательских работ, и для туристических экскурсий. Мачу-Пикчу не менее любим туристами, чем знаменитые пирамиды южноамериканских индейцев. Особенный наплыв гостей приходится на летние месяцы. Бронировать билеты необходимо заранее из-за ограничений, наложенных ЮНЕСКО.
Турагентства предлагают выбор экскурсий к Мачу-Пичку: продолжительность туров – от 1 до 5 дней. Ехать на день не стоит: дорога туда и обратно отнимет несколько часов, на осмотр достопримечательностей останется мало времени. Да и усталость помешает насладиться здешними красотами. Но ограниченным во времени туристам вариант подходит.
При выборе двухдневного тура посетители заночуют в городке Агуас-Кальентес, который славился природными источниками. В этом случае можно успеть на осмотр Мачу-Пикчу рано утром, до наплыва туристов, и спокойно полюбоваться руинами древнего города и окружающими горными пейзажами. При предварительном бронировании можно подняться на горный хребет Уайна-Пикчу (2 693 м). В сезон дождей тропа становится опасной, за что ее иногда именуют «лестница смерти». Но в хорошее время года вид с вершины на Мачу-Пикчу – достойная награда смельчаков.
Еще один прекрасный вариант для выносливых и любознательных туристов – пешее восхождение к Мачу-Пикчу. Маршрут проходит по Тропе инков, а тур занимает в общей сложности четыре дня. Но рассчитана экскурсия на туристов со средней физической подготовкой, а новичкам лучше выбрать более простой тур.
Перу находится в другом полушарии, и расстояние до страны от столицы России составляет 13 000 км. Поэтому добираться туда – настоящее приключение. Самый удобный и быстрый вариант – воспользоваться услугами авиаперевозчиков. Правда, напрямую долететь не получится: придется делать пересадку в Мадриде, Гаване, Нью-Йорке или Майями. В последних двух случаях туристу потребуется транзитная виза США.
Самолет приземляется в городе Лима, столице Перу. Оттуда необходимо добраться до Куско. Можно опять же лететь самолетом или отправиться рейсовым автобусом. Самолет обойдется дороже, но многие отдают предпочтение этому способу: дорога на автобусе окажется изматывающей и длится около 20 часов. И уже из Куско добираются туристическим поездом до Агуас-Кальентес.
Разброс цен на туры из России в Перу и к Мачу-Пикчу огромен и зависит от времени года, количества дней поездки, класса отеля, где размещают туриста, от выбранного типа питания и других факторов. Стоимость тура в 2023-м без учета перелета начинается в среднем от 100 000 руб. с человека. Цена крупных двухнедельных туров может доходить до 500-600 тыс. рублей с человека.