Успенский собор расположен на территории Московского Кремля. Это величественное здание объединяет сразу несколько ролей и функций: православного храма, памятника истории и архитектуры, некрополя и туристической достопримечательности Москвы. На протяжении нескольких столетий он имел огромное значение для всей страны, но и сегодня сохраняет важную роль. Ниже вы можете ознакомиться с описанием Успенского собора, его историческим прошлым и интересными подробностями относительно внешнего и внутреннего убранства.
Выше было отмечено, где находится храм: на территории Кремля, а если точнее, на Соборной площади. Это сердце Московского Кремля, где собрались его главные архитектурные памятники: Благовещенский и Архангельский собор, колокольня, Грановитая палата и др. Но, бесспорно, доминирует над ансамблем площади величественный и монументальный Успенский собор высотой 49 м.
История храма насчитывает без малого семь столетий. Начало строительству первого собора было положено в 1326-м. Всего год спустя состоялось его освящение во имя Успения Пресвятой Богородицы.
В 1470-м произошел крупный пожар на территории Кремля. Храму был нанесен урон, и он был перестроен. Однако возгорание было не столько причиной, сколько поводом для реставрации. Москва в то время стремительно преображалась, становясь главным духовным и политическим центром государства. А значит, ей полагался и собор, соответствовавший новому статусу. Средства на постройку собирались с добровольных пожертвований прихожан, а монастыри были обложены податями.
Однако работы не были закончены. В 1474-м произошло землетрясение, которое в летописях того времени именовалось «трусом». В результате стены храма обрушились, и работы пришлось начинать сызнова. Спустя пять лет собор достроили и освятили; тогда он и приобрел облик, наиболее приближенный к современному.
В 1547-м он снова пострадал во время пожара и был восстановлен. В 1624-м прошла реставрация с целью укрепления соборных сводов, угрожавших обрушиться. Через 20 лет на стены были нанесены новые росписи по образцам предыдущего столетия.
В течение XVII и XVIII столетий храм еще несколько раз становился жертвой огня и каждый раз бережно восстанавливался. В 1812-м он был основательно разорен французами, но часть ценностей позже удалось вернуть. В XIX в. он еще несколько раз проходил восстановительные работы.
В октябре 1917-го собор сильно пострадал во время перестрелки между юнкерами и красногвардейцами. Последнее богослужение прошло по случаю Пасхи в 1918-м, затем церковь была закрыта – вместе с тысячами других по всей стране. После ВОВ собор был отреставрирован, а через десять лет открыт в качестве музея.
После распада СССР храм вошел в состав музейного комплекса «Московский Кремль». Очередная реставрация началась в 2017-м.
Когда был заложен Успенский собор, князем Московским был Иван Калита, а основателем считается митрополит Пётр. После пожара в 1470-м закладка нового собора произошла при князе Иване III Васильевиче. Внутри строящегося храма была оборудована маленькая деревянная церковь, в которой состоялось венчание великого князя с Софьей Палеолог. При Иване III произошло и восстановление собора после землетрясения.
Стоит отметить, что Успенский собор всегда играл ключевую роль в жизни русских царей. При московских князьях здесь проходили венчания на престол. В 1613-м в этом храме прошел Земский собор, избравший новым царем юного Михаила Федоровича Романова. В 1721-м Петр I сделал собор местом коронации императоров. Здесь же совершались церемонии бракосочетаний.
Неизвестно, кто заложил первый собор в 1326-м. После пожара в 1470-м проект разработки нового храма был поручен зодчим Кривцову и Мышкину, а надзирали за работами бояре из рода Ховриных и купец Василий Ермолин.
Когда недостроенный собор был разрушен землетрясением, князь Иван III пригласил итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. Он родился Болонье и принадлежал к семье потомственных архитекторов. Он быстро прославился на родине в качестве зодчего и инженера, позже отправился в Венгрию ко двору короля Матьяша Корвина, где участвовал в строительстве мостов через реку Дунай.
Затем Аристотель вернулся в Италию. В 1473-м произошло неприятное событие: его ложно обвинили в сбыте фальшивых монет и взяли под арест. Через год к нему обратился посланный от князя Ивана III с предложением поработать в России над восстановлением рухнувшего после землетрясения Успенского собора. Архитектор принял предложение и в 1475-м прибыл в Московское княжество.
Фьораванти разработал проект нового храма из белого камня и кирпича. Говоря об архитекторе Успенского собора, называют обычно именно его. А в 1481-м над росписями храмовых стен трудился со своими учениками иконописец Дионисий.
Первый собор Успения Богородицы представлял собой трехапсидный храм, сложенный из белого камня. Венчал его единственный купол. С тех пор сооружение претерпело значительные изменения.
Храм построен в стиле русской архитектуры. Это пятиапсидный собор, разделенный на 12 квадратов, над которыми располагаются крестовые своды, сложенные из кирпича. В облике фасадов выделяются прясла (участки стен между двумя башнями), разделенные лопатками. Верхняя и нижняя части фасада отделяются декоративным поясом.
Крестовые своды Успенского собора – новаторство Фьораванти, целью которого было расширить внутреннее пространство. В центральной и западной части храма построены столпы, придающие легкость и завершенность.
Над созданием внутреннего облика храма испокон веков трудились лучшие иконописцы и художники. После их работу бережно восстанавливали реставраторы. Главные сокровища внутреннего убранства – великолепный иконостас и настенные фресковые росписи.
Успенский собор Кремля по праву гордится богатым собранием икон, оправленных в драгоценные металлы. В высоту пятиярусный иконостас насчитывает 16 м, поднимаясь к самым сводам храма. Создан он был в 1652-м по распоряжению московского патриарха Никона. Всего было написано 69 икон, над которыми трудились лучшие иконописцы из Ярославля, Осташково и Костромы. В свете свечей иконостас сверкает позолотой, создавая ощущение богатства и пышности.
По традиции, верхний ярус иконостаса праотеческий. Здесь расположены иконописные изображения ветхозаветных святых – праотцов, написанных в полный рост; размещена икона Святой Троицы. Ниже идет пророческий ряд, включающий 17 икон. В третьем ряду, праздничном, расположены иконы, посвященные значимым православным праздникам: «Благовещение», «Крещение», «Вход в Иерусалим». В деисусе идут иконы с изображениями святых на Страшном Суде и «Спас Вседержитель». В местном (нижнем) ряду можно видеть икону «Спас Ярое Око».
Важный элемент внутреннего убранства – царское место, расположенное возле иконостаса. Оно представляет собой шатер из липы и ореха. Его высота составляет 6 м, он украшен изображениями птиц, цветов и опирается на фигуры животных. Построено царское место было по велению Ивана Грозного.
Нельзя сказать с уверенностью, чьей рукой были созданы фрески Успенского собора. Но учитывая, что оформление внутреннего убранства было предоставлено Дионисию, он же, вероятно, и трудился со своими учениками над созданием фресок на алтарной перегородке в 1480-х гг. Частично эти изображения уцелели до нашего времени.
Уже в начале следующего столетия князь Василий III приказал целиком расписать собор изнутри. Однако вспыхнувший в 1626-м пожар уничтожил фрески практически полностью. В 1642-м уже при Михаиле Федоровиче были нанесены новые настенные росписи. Для работы были приглашены лучшие живописцы из разных городов. В их числе были Паисеины, Поспеев, Матвеев и Савин. Работы продолжались несколько месяцев. Было создано 249 композиций на основе изображений XVI в. и более 2 тыс. фигур. В работе мастера совмещали технику фрески и темперы (водяные краски, созданные на основе порошковых красителей).
Изображения можно охарактеризовать как продуманные и тщательно построенные. В главах расположены образы Бога, в верхних участках стен – сцены из Евангелия, ниже – сцены жития Богородицы. Западную стену украшает внушительная фреска «Страшный суд». На столпы нанесены образа мучеников.
На фотографии можно увидеть, как выглядит Успенский собор внутри.
При строительстве Успенского собора Аристотель Фьораванти в качестве образца для подражания взял одноименный собор города Владимира. Архитектор отошел от привычной крестово-купольной формы, построив так называемый зальный храм, где все части внутреннего пространства обладали равной величиной.
Храм увенчан пятью шлемовидными куполами. Один более высокий окружен четырьмя пониже: символ Христа и четырех апостолов-евангелистов. Центральная главка не только выше, но и обнесена дополнительной стеной. По легенде, в ней был оборудован тайник, где прятали драгоценности царской казны в случае угрозы разграбления города. И с южной, и с северной стороны собора располагались парадные входы. Южная, восточная и северная стены украшены росписями, ведущими свою историю с XV столетия.
Одна из наиболее примечательных особенностей внешнего убранства храма – декоративный аркатурно-колончатый пояс, акцентирующий горизонтальное деление прясел. Он состоит из ряда узких маленьких полуколонн, выступающих из толщи стены. Каждый сегмент пояса посередине разделяется узким окном.
В Успенском соборе также оборудован древний некрополь – место захоронения. В нем планировалось хоронить лица, наделенные духовной и светской властью. В 1333-м был построен Архангельский собор. С того момента в соборе Успения хоронили только представителей высших церковных чинов.
Основная масса захоронений расположена под полом храма и обозначена небольшими плоскими памятниками. На некоторых надгробиях сохранились эпитафии. Одно из наиболее известных захоронений собора – прах его основателя митрополита Петра. Из Московских патриархов здесь покоятся останки Иова, Гермогена, Филарета, Иоакима, Адриана и др.
Храм и по сей день сохраняет свое назначение и является действующим. Но ввиду значительной архитектурной ценности и статуса службы в нем проводятся лишь по важным церковным праздникам, таким как Успение Богородицы. Попасть на богослужение можно только по приглашению. А для осмотра туристами собор открыт в качестве музея ежедневно (за исключением четверга). Попасть внутрь можно с 10:00 до 17:00.